Семья Славутиных

Хотя со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже 76 лет и очевидцев остается всё меньше, однако память об этих страшных и одновременно героических годах бережно хранится в каждой семье нашего народа. Не является исключением и моя семья.

К сожалению, об участниках этого грозного времени я смогла узнать только от бабушки и родителей, так как поколение, жившее во время войны, уже ушло к моменту моего рождения.

Я хочу рассказать о трёх членах моей семьи, жизнь которых в военные годы складывалась по-разному.

Непосредственно в военных действиях принимал участие уже в конце войны мой прадедушка Нечаев Михаил Александрович. Он окончил Чкаловское военное авиационное училище в 1944 году. Был направлен в истребительный авиационный полк. Самолет, на котором он летал тогда, назывался высотный истребитель МИГ-3. МИГ-3 – это прообраз тех МИГов, которые с гулом тенями проносятся над Красной площадью во время современных авиационных парадов.

Прадедушкин самолет был сбит вражеским летчиком. Прадедушка провел много времени в военном госпитале и не мог летать после этого. Однако вся его жизнь была связана с самолетами, и в мирное время он сначала был курсантом, потом преподавателем, а затем заведующим кафедрой академии имени Можайского.

Бабушка рассказывает, что её отец не любил говорить о войне, потому что война в его воспоминаниях осталась большой бедой, связанной с гибелью товарищей летчиков. Однако каждый год 9 мая наша квартира становилась местом встречи оставшихся в живых однополчан прадедушки. Они ежегодно приезжали в Ленинград на этот великий праздник. Награды прадедушки до сих пор бережно хранятся в нашей семье.

Его жене, а моей прабабушке, Городыской Эгине Аркадьевне, к началу войны было 14 лет. Их семья в числе первых была вывезена в Барнаул, т. к. её отец (мой прапрадед), будучи главным инженером крупного оборонного завода, был эвакуирован туда вместе с предприятием.

Прабабушка рассказывала бабушке, что она плохо помнит отца в те годы, т.к.  день и ночь он проводил на заводе. Дети старались не отставать от взрослых, все силы отдавали учёбе. К концу войны прабабушка закончила в Барнауле школу и, вернувшись в Ленинград, в числе первых поступила в Медицинский институт, где потом всю жизнь и преподавала.

Теперь я хочу рассказать о другой прабабушке, Евлампиевой Ирине Николаевне. Папа, детство которого прошло рядом с ней, рассказывает, что прабабушкина семья к началу войны жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. В этой квартире жило две семьи. Семья главного инженера завода имени Козицкого (отца прабабушки) и его друга – директора этого же завода. Оба они были в 1936 году командированы в Германию по обмену опытом. В конце 1937 года оба они были арестованы и расстреляны как враги народа (позже реабилитированы). Жена директора также была арестована и сослана. Таким образом, к началу войны прапрабабушка осталась одна с двумя девочками на руках, моей прабабушкой и её подружкой-ровесницей, дочерью расстрелянного директора. Девочкам было 12 лет.

А дальше….

Всем известные голодные и холодные дни в блокадном Ленинграде. Был особенно страшный момент, когда у прапрабабушки украли хлебные карточки. И только запасливость и доброта одной пожилой родственницы, которая поделилась сохранившимися с мирных времен сухарями, позволила выжить всем троим.

Папа говорит, что про эвакуацию по Дороге Жизни прабабушка не могла вспоминать без слез. Вернувшись в освобожденный город, прабабушка окончила школу и поступила в Ленинградский Государственный Университет. Считая это делом своей жизни, она до пенсии преподавала историю в школе. Прабабушка была уверена, что только знание истории позволит избежать повторения подобной трагедии.