Семья Товстопят

История моей бабушки Ларисы Дмитриевны Товстопят. Когда началась Великая Отечественная Война, моей бабушке Ларисе Дмитриевне было 7 лет. Вот что она рассказала мне.

«Мы жили в селе недалеко от Москвы. Был тёплый солнечный день, я смотрела как папа ремонтирует крышу. Мама хлопотала по дому и вдруг заговорило радио. В те времена радио не работало постоянно, а включалось только для важных сообщений. Серьезным голосом диктор сообщил, что фашистская Германия напала на нашу страну. Это было 22 июня 1941 году. Папа бросил молоток, пошёл в военкомат и на следующий день ушёл воевать.

Немцы быстро продвигались к Москве. Кругом была слышна стрельба, но в наше село они не заходили. Зимой в 1941 году было очень холодно и стояли крепкие морозы. Однажды утром мы проснулись от страшного шума машин. Это ехали фашисты. Они ехали в сторону Москвы весь день. Мы сидели дома и было очень страшно.

Вечером несколько человек вошли в наш дом, где была моя бабушка, её мама, моя тетя и два двоюродных брата и заняли весь дом, а мы устроились в маленькой комнатке. Утром они уехали в сторону Москвы. Каждый день через наше село ехали танки, мотоциклы, шли фашистские пехоты. Они готовились захватить Москву. Через месяц мы услышали грохот боя. Это наступали наши войска. Над нашим селом летали реактивные снаряды Катюш и самолеты с красными звездами. Кругом горели деревни, отступая немцы сжигали их.

Мы, чтобы спастись спрятались в землянке. Сидели несколько дней и вдруг дверь в землянку открылась, и русский солдат в белом полушубке спросил: «Живые есть?» Не передать словами, как мы были счастливы. Наши солдаты были очень уставшие и спали прямо на полу. А утром они снова шли в бой. О папе мы ничего не знали и никаких вестей не было.

С тех пор прошло около двух месяцев и вот однажды в нашу дверь постучали, и я открыла её. На пороге стоял бородатый солдат в длинной шинели и улыбался. Я не знала кто это. Подошла тетя и заплакала. Это был мой папа. Я выскочила из дома и побежала к маме на работу. Папа рассказал, что воевал подо Ржевом и их подразделение попало в плен к немцам. Ночью они грелись у костров и под прикрытием дыма он со своим товарищем уполз в лес, который был недалеко. Они несколько дней бродили в лесу. Несмотря на сильный мороз, они не могли зайти в деревню, т.к. там были немцы. Им приходилось голодать и делать все, чтобы не замерзнуть. Наконец, им удалось найти далеко в лесу деревню. Они зашли в крайний дом. Хозяйка приютила их, отогрела, и лечила травами.

Когда они услышали грохот боя, они пошли в его сторону и пришли к своим. Их сразу положили в госпиталь. Папе из-за обморожения отрезали пальцы на одной ноге и отпустили домой долечиваться. Через месяц он снова вернулся на фронт, и до конца войны был уже не в пехоте, а на бронетранспортере.

В 1942 году я пошла в школу. Мы каждый вечер слушали радио и салют в честь взятия наших городов. Каждое такое сообщение диктор радио Левитан заканчивал словами «Смерть немецким захватчикам. Враг будет разбит. Мы победим». За это Гитлер считал его своим главным врагом. Так оно и было. Мы победили. Утром 9 мая 1945 года весь народ радовался и плакал. Очень много солдат не вернулось. Погибло также и очень много мирных людей.

Мой папа герой ВОВ проехал до границы юга Польши и закончил войну в Германии на реке Шпрея. Домой вернулся в июле 1945. Я была счастлива. Моей семье очень повезло, потому что большинство семей из нашего села, потеряли мужчин, а те, кто вернулись были инвалидами.»

Сейчас моей бабушке 86 лет и она хорошо помнит тот период. Мой прадедушка Лосев Дмитрий Арсентьевич прожил достойную и хорошую жизнь, и приложил много усилий для восстановления страны после войны и потом для её расцвета, работая в Петербурге в метрострое, в угольных шахтах на Шпицбергене и даже был послом в Швеции два года.