Семья Чаусовских

Моя семья в Великой Отечественной войне.

Моя прабабушка Александра Михайловна умерла, когда мне было три, прожив 84 года,  поэтому о ней я слышал от мамы с бабушкой.  Родилась она в деревне Тверицы под Ярославлем 13 апреля 1919 года, в крестьянской семье, но ее мама рано умерла и отец остался с двумя дочерьми. Вскоре он женился на вдове, у которой был сын. Прабабушка говорила, что помнит как она трехлетняя, ходила с сестрой в лес за хворостом. Став постарше, выполняла работу по дому: «Были лишь тычки да подзатыльники» «только печка на мне не бывала» — говорила прабабушка Александра, вспоминая свое детство.  Потом, совсем еще молодая, вышла замуж и стала жить в доме мужа, но не прошло и двух лет, как началась война. Муж ушел на фронт и пропал без вести, прабабушка тоже пошла в добровольцы, ее определили санитаркой на санитарный поезд. Она никогда не рассказывала о том, что ей пришлось увидеть и пережить в это время, но каждый раз со слезами на глазах вспоминала ту радость, которая охватила всех, когда объявили ПОБЕДУ.

Потом была демобилизация, оказалось, что Александре некуда возвращаться – к мачехе она не хотела (отец к тому времени умер), в семье мужа ее тоже никто не ждал, и она отправилась на восстановительные работы в Ленинград, где и познакомилась с моим прадедушкой Георгием Яловским…
О моем прадеде я знаю мало, знаю лишь что он воевал в пехотных войсках, был ранен и направлен в госпиталь, а затем также как и прабабушка участвовал в восстановительных работах.

О моем прадеде по папиной линии я тоже знаю не много, во время войны он был летчиком, был сбит под Ленинградом 1 ноября 1941г, пропал без вести. До войны  служил в Адмиралтействе

Мой дедушка Чаусовский Борис Симонович родился в 1939  году, сам он ничего не помнит, так как был ребенком, но его мать  (моя прабабушка  Курило Ольга Степановна) рассказывала, что спасла его забытая баночка с рыбьим жиром, стоявшая между рам, именно она не давала в течение нескольких месяцев (до эвакуации по «Дороге жизни») остановиться сердцу ребенка. Про долгий переезд на «Большую землю»  Ольга Степановна рассказывала все время со слезами: «Нас плотно накрыли брезентом, но сквозь щель было видно дорогу…» —  первые часы все было относительно спокойно… внезапно ударили немецкие орудия и машина, ехавшая перед ними ушла под лед вместе с людьми… Так моя прабабушка спасла  маленького дедушку. Дедушка, слава Богу жив, Ольга Степановна умерла в 1998 году (но все ее слова даны дословно).