Семья Фомичевых

     Я счастливый человек, так как у меня живы бабушки и дедушки. Со стороны маминой линии бабушка и дедушка были во время войны в других городах нашей страны, что позволило им пережить войну. А вот по папиной линии мои родные были во время войны в Ленинграде.

Моему дедушке, Фомичеву Борису Алексеевичу, на начало войны было 2 года. Его старшей сестре 4 года. Моя прабабушка, Шорохова Христина Ивановна (28 июля 1910 г.р.), и прадедушка, Фомичев Алексей Павлович, жили в Пулково около Обсерватории. Прадед ушел на фронт танкистом и в 1942 году погиб. Прабабушка осталась в блокадном Ленинграде одна с двумя маленькими детьми. В условиях суровой зимы сотни тысяч людей ожидала голодная смерть. Началась эвакуация жителей, и прабабушка приняла решение эвакуироваться в Сибирь. Из ее самых сильных воспоминаний, со слов моего деда, была сама эвакуация. Начала действовать Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Прабабушка привязала пуховым платком к себе 2-летнего сына и, взяв за руку 4-летнюю дочь, отправилась в путь. Когда их перевозили через Ладогу, началась бомбежка, и снаряд попал впереди идущую машину. Образовалась полынья, и подбитая машина на глазах моей прабабушки ушла под лед. Все, кто был в этой машине, погибли. Затем у прабабушки был очень долгий путь и огромное число пересадок. На одной из остановок она вышла из поезда за водой. Поезд тронулся, а прабабушка успела схватиться за поручни последнего вагона. И дальше она следовала в пути на ступеньках последнего вагона, держа за руки двоих детей, до тех пор, пока на повороте машинист не заметил этого. После чего дверь последнего вагона открыли и их пустили в поезд. В Сибири они жили у чужих людей. В доме была огромная печка, и мой дедушка прислонился к ней обоими ладошками. Был очень сильный ожог, и дедушка это помнит до сих пор. После войны они вернулись в Ленинград.

На фото мой прадед – Маслов Георгий Иванович, прабабушка и бабушка

Моей бабушке, Фомичевой Тамаре Георгиевне, на начало войны также было 2 года. Прабабушка, Маслова Евгения Александровна (31 мая 1917 г.р.), всю блокаду провела в Ленинграде, но, со слов моей бабушки, о войне ничего не рассказывала. Ее некоторые воспоминания о том, как из клея варили студень, и как моя бабушка все время щупала у прабабушки рот, проверяя, жует та или нет. Мой прадед, Маслов Георгий Иванович ушел на фронт и воевал в химических войсках. После снятия блокады приехал на побывку и вывез семью во Владимирскую область, в деревню Малиновка. Они жили в деревянном доме, в семье, где была маленькая девочка Валя. Бабушка вместе с Валей спала на печке и ела сушеную морковку. Это самое приятное из воспоминаний моей бабушки. Через несколько лет они вернулись домой в Ленинград. Их дом разбомбили, и они поселились у троюродной бабушки Марины Ипатьевны на улице Гороховой. Жили в полуподвальном этаже. Прадед устроился на работу на завод имени Карла Маркса и со временем они переехали в комнату в коммунальной  квартире на Лесном проспекте. Бабушка является жителем блокадного Ленинграда. Она награждена указом Президента РФ медалью в память трехсотлетия Санкт-Петербурга, юбилейной медалью «50-летия Победы в Великой Отечественной войне», памятной медалью в честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, юбилейной медалью 65-летия победы в Великой Отечественной войне, памятным знаком в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.