Семья Сухоруковых

МОЯ СЕМЬЯ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Я хочу рассказать историю моей семьи, которая выпала на время Великой Отечественной Войны. Рассказать про всех, конечно, не получится- всех родственников я, к сожалению, не знаю. Но истории двух своих прадедушек я смогла узнать у своих любимых бабушек, их дочек. И кое-что смогли рассказать папа с мамой.

Итак, папины предки родом из Пензенской губернии. У моего прапрадеда Степана Петрянина был зажиточный дом, крепкое хозяйство и много детей, поэтому неудивительно, что задолго до начала войны у него все отобрали. Тем не менее, все  его дети продолжали любить свою страну и когда фашисты напали на нашу землю, они все захотели пойти на фронт. В это время моему прадедушке Владимиру было всего 15 лет. Когда в 1943 году ему исполнилось 17, он пошел на обман- сказал в военкомате, что он уже совершеннолетний и может идти на фронт. Конечно, он не знал, сколько всего ему предстоит испытать. А ведь он участвовал в освобождении Польши и ее столицы Варшавы от фашистов. На войне был командиром стрелкового отделения. Его рассказ даже был напечатан в сборнике рассказов о войне. К сожалению, эта книга у нас в семье не сохранилась.

У дедушки было много наград. Среди них медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «Медаль Жукова», Орден Великой Отечественной Войны. Например, медаль «За отвагу» дедушка получил в Германии за то, что нашел и перерубил топором немецкий кабель связи. А ведь это был не тоненький провод, а толстая металлическая связка, и чтобы ее разрубить, пришлось потратить много времени. К тому же дедушку в любой момент могли схватить враги. Когда командир  вручал ему медаль, он сказал, что Владимир Петрянин не просто перерубил кабель, а отсек щупальца страшному врагу.

Однако чаще дедушка рассказывал не о своих подвигах и наградах, а о тяжелых военных буднях. О  том, как страдала земля, которая могла бы приносить урожай (ведь он был хорошим крестьянином). О том, сколько бед пережили простые людям. И о том, что война преследовала их каждый день, каждую минуту. Например, моему папе из рассказов деда больше всего запомнилась история, которая случилась 21 апреля 1945 года. В это время подразделение моего деда форсировало реку Одер. Был очень тихий день и прекрасная погода. Рота дедушки решила устроить привал и обед. Солдаты расстелили плащ-палатку вместо скатерти, нарезали сало и хлеб и начали обедать, как вдруг начался артобстрел. Один из снарядов угодил в соседнее деревянное здание, которое мгновенно разлетелось во все стороны и накрыло отдыхающих солдат. Досталось и дедушке- огромный кусок дерева ударил его по голове и он получил серьезную контузию. После этого ему пришлось долго лежать в госпитале в Познани. Много лет спустя он даже смеялся, что на войне никогда нельзя снимать каску- даже во время обеда. А ведь получается, что тогда она спасла ему жизнь!

Когда прадедушка вернулся с войны, он тут же познакомился с моей прабабушкой Марией Иосифовной. Она и сейчас очень умная и с хорошим чувством юмора, а в то время была еще и очень красивая (я видела ее фотографии). Во время войны бабушка Маша была совсем молоденькой девушкой, но наравне со взрослыми рыла окопы и помогала раненым в госпитале. Кстати, госпиталь находился в сказочном месте- деревне Зубрилово на берегу реки Хопер. Там когда-то была старинная усадьба князей Голицыных со своим храмом и шикарным парком. Там даже гостил баснописец Иван Крылов. Сейчас на этом месте одни живописные развалины. В то время усадьба была еще целая, и туда привозили раненых с фронта. Бабушка возила им в подарок деревенский мед, устраивала вместе с другими колхозниками концерты и ухаживала за ранеными. Она и сейчас вспоминает, как они путешествовали в Зубрилово (это 50 км от бабушкиной деревни Никольское) на телегах с красными знаменами и всю дорогу пели военные песни.

Вместе с дедом они построили дом и родили семерых детей- среди них и мою бабушку, Тамару Владимировну. Каждое 9 мая все дети и внуки собирались в их доме и слушали истории о войне. Правда, бабушка вскоре начинала ругаться на деда, и говорить, что никому это неинтересно.

В деревне есть огромный овраг, который мой дед сам засадил деревьями. Дед умер 10 лет назад, а лес в этом овраге шумит и напоминает о моем прадедушке Владимире Степановиче Петрянине лучше любых книг, фотографий и военных наград.