Семья Быковых

                     Моя семья в годы Великой Отечественной войны              

                                                         Никто не забыт, ничто не забыто.

    Ольга Берггольц 

   Не было такой семьи, которой не коснулось безжалостное крыло войны. Я хочу рассказать вам о своей прабабушке, Ждановой Валентине Дмитриевне.

Она родилась 31 августа 1924 года. Училась в музыкальной школе, но из-за войны не окончила последний класс и не получила аттестат. Прабабушка любила играть на пианино.

 

В более взрослом возрасте  научила играть и своего сына, что далось ей совсем нелегко.

Когда началась война ей было, 17 лет. Квартира у них была небольшая, по сравнению с количеством человек, проживающих в ней. У её родителей было 5 детей. Во время войны моя прабабушка тушила зажигательные авиабомбы, называвшиеся в то время «зажигалки», термитные бомбы, помогала укреплять оборонительные сооружения, такие как рвы, валы, рубежи. Образования у неё в то время не было, поэтому она помогала отцу в типографии, печатая листовки и газеты…

Зимы были страшные. На морозе сразу же застывали руки и ноги, замерзало лицо, в остальные времена года было не намного лучше, но всё равно в любое время, будь то апрель, август или январь, людям было голодно и страшно. Страшно за свою жизнь, жизнь близких, семьи, друзей, и в конце концов за свою родину…  Ели всё, что только можно было найти и съесть. В особо тяжкое время ели клей, варившийся из кожи животных, растения, кожаные ремни, сделанные из натуральной кожи, картофельные очистки.

Каждый день шли бомбардировки и артобстрелы. Моя прабабушка очень не любила шумы бомб. И когда начинались атаки, она сильно зажимала свои уши руками, чтобы только не слышать взрывающиеся снаряды и крики людей. В 1942 году от голода умирает её папа, а через год умирает  мама. И моя прабабушка остаётся совсем одна.  Ей было очень сложно в это время, но она выжила.

После войны всю свою жизнь до пенсии она проработала кладовщицей. А после 60 лет стала санитаркой в больнице, помогая людям.

Её родной брат Пётр Дмитриевич был выдающимся механиком. Он рвался на фронт, но его оставили в тылу чинить самолёты, танки и другую технику.  В конце войны он получил две медали «Красной звезды».

Прабабушка умерла, когда мне было 3 года, в моей памяти она осталась доброй, заботливой, чуткой  и весёлой.