Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Со Дня Победы в Великой Отечественной войне прошло уже 70 лет. С каждым годом остается все меньше живых свидетелей событий тех лет. Но мы помним и гордимся Великим Подвигом, который совершили наши предки. Это было страшное время, принесшее много горя, потерь, разрушений и искалеченных людских судеб. Война не оставила безучастным почти никого. Постучалась она и в двери нашего дома…
Моей бабушке по маминой линии (Смирновой Зое Николаевне, 1938 г.р., родившейся в деревне Мельничное, Пермской области) на время начала войны было всего три года. Главным испытанием на Урале (в тылу) был голод, особенно для детей. Ели практически все: варили картофельные очистки, пекли оладьи из лебеды и другой травы, заваривали муку и ели с капелькой подсолнечного масла… Продукты получали по карточкам. Хлеб был на вес золота. Жили в антисанитарных условиях, редко мылись, поэтому развивалось много заболеваний, в том числе со смертельным исходом. В одежде и на теле поселялись паразиты (вши), которые являлись переносчиками болезней. Бабушка, будучи маленьким ребёнком, часто оставалась дома одна, только под присмотром соседей. Иногда они забирали ее к себе, чтобы накормить, помыть, отвлечь от жуткого одиночества. Ведь её маме – моей прабабушке (Наборщиковой Ульяне Степановне (03.01.1918 – 25.05.2003), родившейся в Пермской области), приходилось работать в колхозе сутками подряд для бесперебойного обеспечения продуктами фронта и тыла. Прадедушка же (Смирнов Николай Александрович (1908 г.р. – январь 1942 г.) родом из Ивановской области) в годы войны пропал без вести. Позже пришла похоронка, оригинал которой в данное время хранится у моей бабушки в г. Пермь ( выдана Красным Крестом и Красным Полумесяцем. № 378543/6. Написано по данным Министерства обороны СССР: «Смирнов Николай Александрович, 1909 г.р., умер в немецком плену в январе 1942 г., Шталаг № 30 (бывший немецкий лагерь военнопленных), находился в Патхорне – Эмсланде ФРГ, имеется общее кладбище без указаний фамилий узников лагеря». Москва, в. 306, Черёмушкинский проспект). В деревне до войны он был очень уважаемым человеком, знаменитым гармонистом, водителем. Так и уехал на фронт на грузовой машине и с гармонью. Долгое время прабабушке приходилось скрывать полученные сведения о гибели мужа в германском плену, чтобы избежать репрессий и тем самым спасти семью. Ведь тогда человек, попавший в плен, приравнивался к изменнику Родины. У бабушки всю жизнь не угасала мечта и надежда побывать на могиле своего отца – моего прадеда. После войны это было сделать почти невозможно, потом возникали другие трудности… Может быть, получится у моей мамы и меня поклониться до земли прадедушке и возложить к братской могиле цветы…
Воевали на фронте и мои двоюродные прадедушки: Смирнов Иван Александрович (в 1946 г. не мог оправиться и скончался от тяжёлых ран, полученных в боях), Смирнов Василий Александрович (погиб на фронте во время войны). Никто из трех братьев не вернулся – всех забрала война.
Дедушка по папиной линии (Левин Лев Шлёмович (13.04.1937 – 06.01.2007), родом из г. Витебска) вынужден был прятаться и скитаться по подвалам, лесам и окрестностям города со своим братом Михаилом и их старшей сестрой Любовью Зарецкой. А ведь тогда ему было всего 4 года. Можно только догадываться, сколько пришлось пережить несчастным детям! Голод, холод, страх, обстрелы и неизвестность впереди. Да и потом, на протяжении всей войны, было очень трудно. Чудом остались живы: не секрет, как относились фашисты к представителям отдельных национальностей.
К сожалению, наша семья не владеет точными данными, подтверждающими документами, да и живых свидетелей тех лет уже почти не осталось. А хотелось бы знать, что было в точности, ведь это моя история – частичка истории моей Родины.
Мои бабушки и дедушки – дети войны, на себе перенесшие все её тяготы и лишения, знающие о нечеловеческих трудностях не понаслышке. Они – живые свидетели того страшного времени. Низкий поклон им и всем, кто сумел выжить и выстоять; тем, кто отдал свои жизни, чтобы победить. Мы должны ценить Великую Победу наших дедов и прадедов и помнить, какой ценой она нам досталась. Хранить и беречь завоеванный ими мир, столь хрупкий в настоящее время. Теперь он в наших руках, и мы за него в ответе.