Семья Бровциновых

Война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни стариков, ни детей. И пользуясь случаем, я хотел бы рассказать о своей семье, которая стойко и мужественно прошла все суровые испытания Великой Отечественной Войны.

Мой прадед, Мороз Алексей Александрович, в начале войны был призван в армию и попал в морской флот на Балтийском море. Когда началась блокада он оказался в Ленинграде и воевал на «Невском пятачке»: месяц на передовой и несколько дней в городе. Часть выдаваемого ему продпайка, он и его товарищи раздавали обессилившим от голода блокадникам в бомбоубежищах. Как только блокадное кольцо Ленинграда было прорвано, мой прадедушка вернулся на флот и продолжал воевать. Закончил войну Алексей Александрович на территории Польши  (тогдашней Германии) в городе Свинемю́нде. После окончания Второй Мировой Войны он был оставлен в Германии на сверхсрочную службу.

До начала войны прадедушка вместе с моей прабабушкой, Клавдией Алексеевной Мороз, жили в украинском городе Изюм (Харьковской области) и ждали ребенка. В 1941 году , после того как прадедушка отправился воевать, у них родилась дочка Алла Алексеевна. В этот момент территория Изюма была оккупирована фашистскими захватчиками. Дом в котором жила прабабушка был занят немецким фельдшером, и вся их семья вынуждена была жить в земляном погребе. Но немецкий фельдшер оказался очень гуманным и помогал семье лекарствами, когда они были необходимы.

Когда Изюм был освобожден, прабабушка вместе с маленькой Аллой переехала в Германию в город, где служил Алексей Александрович и все вместе они жили в двухэтажном домике немецкого ювелира на втором этаже. В 1948 году у них родилась вторая дочь, Мороз Людмила Алексеевна, моя бабушка по материнской линии. Семья ювелиров, в доме которых жили мои родные, потеряла  на войне сына и ювелир предложил прадеду обменять новорожденную девочку на ювелирную лавку. Прадедушка на подобную сделку не пошел.

В этом же 1948 году вся семья возвращается в Изюм, после демобилизации прадеда. В родном городе он возглавил пожарную охрану Изюмского Приборостроительного Завода им. Дзержинского.

Не пощадила война и женщин моей семьи. Старшая сестра моей прабабушки, Чернышёва Александра Алексеевна, была угнана фашистами на работы в немецкий концлагерь. Моя вторая прабабушка, Денисенко Матрёна Мифодиевна, так же была угнана в Германию и определена в немецкую семью, где ухаживала за их сыном-инвалидом и выполняла разную работу по дому. В немецкой семье к ней очень хорошо относились и разрешали брать еду и подкармливать русских военнопленных солдат, лагерь которых находился поблизости.

В 1945 году советские войска освободили город, в котором жила прабабушка, но немецкая семья больше месяца скрывала ее в подполе, не желая отпускать. И только благодаря русским военнопленным, которые помнили девушку Мотю, приносящую еду, мою прабабушку нашли и она в течении нескольких месяцев вместе с советскими войсками возвращалась на Украину. Среди солдат был и мой прадед, Любарский Александр, и в мая 1946 года у них родился сын, мой дедушка, Михаил

Справа: Чернышёва Александра Алексеевна.

Слева: Клавдия Алексеевна Мороз.                                        Германия. 1948 год.

 

 

 

 

Мороз Алексей Александрович (на переднем плане) и его товарищи. Ленинград 1942 год.

 

 

 

 

 

Мороз Алексей Александрович.

 

 

Мороз Алексей Александрович и Клавдия Алексеевна Мороз с дочерями: старшая Алла Алексеевна и младшая Людмила Алексеевна (моя бабушка). Украина, город Изюм. 1948 год.