Семья Вязовых

Моя  семья  в  годы  Великой  Отечественной  войны

    Когда началась Великая Отечественная война, в июне 1941 года,  мои прабабушка и прадедушка были совсем молодыми.  Прадедушке было 18 лет, а прабабушке только что исполнилось 14 лет. Мой прадедушка, Гаврилов Николай Васильевич, сразу же пошел на фронт добровольцем. После распределения он попал в авиационную школу, где проходил обучение на авиатехника, и, закончив ее, был отправлен на фронт. Прадедушка воевал на 1-ом и 2-ом Украинских фронтах. Он, в составе первой эскадрильи 122 истребительного авиаполка, днем и ночью восстанавливал самолеты после боевых вылетов, принимал участие в ночных вылазках на территорию, оккупированную врагом. Со своими однополчанами дедушка участвовал в освобождении Румынии, Польши, Венгрии и Чехословакии. За заслуги и подвиги в Великой Отечественной войне мой прадедушка награжден многими правительственными наградами, орденами и медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и др.

                

                      (Награды, полученные прадедушкой во время войны)

Моя прабабушка, Гаврилова Фаина Андреевна, всю войну провела в Ленинграде. Город постоянно бомбили немцы, и об их налетах предупреждали сигналы воздушной тревоги. Всем жителям города приходилось немедленно спускаться в бомбоубежища, которые находились в подвалах домов. Многие погибали прямо на улицах. Когда началась блокада, стало особенно тяжело. Из-за нехватки еды люди слабели, у них уже не было сил прятаться от артобстрелов, поэтому все пережидали налеты в квартирах. Был постоянный голод, нормы хлеба по карточкам постоянно уменьшались. Чтобы получить хлеб, нужно было отстоять в очереди, бывало, что карточки воровали, также люди меняли все ценные вещи на еду.  Хлеб  был, как глина – сырым, его невозможно было есть. Каждую порцию делили на три части: на  утро, день, вечер,  подсушивали его, а потом ели, запивая водой.

Те, кто ходил на работу, получали рабочую карточку, с чуть большим хлебным пайком. Поэтому все,  кто мог, старались  устроиться на работу. Моя прабабушка тоже пошла  работать на завод.  Она была маленького роста и не доставала до станка. Ей приходилось подставлять ящики себе под ноги и таким образом работать. Она вытачивала снаряды для фронта.

Помимо постоянного голода, в зимние месяцы в Ленинграде стояли жуткие морозы. Отопления не было, стекла были выбиты, и их забивали фанерой и завешивали одеялами. В одной из комнат, в квартире, ставили печку-буржуйку и топили ее всем, что было в доме, включая деревянную мебель и книги, на ней же кипятили воду. Весной становилось чуть легче, так как появлялась трава, из нее варили суп, если можно так назвать этот отвар (ели крапиву, лебеду, одуванчики, молодые листья деревьев). Воды тоже в домах не было, и приходилось ходить за питьевой водой на Неву.

Всех погибших и умерших свозили на Пискаревское кладбище и хоронили в братских могилах.

Всю блокаду в Ленинграде работало радио, по которому передавали сообщения о начале и окончании бомбежек, известия с фронта, литературные и музыкальные программы.  В блокаду даже работали некоторые музеи и театры, а также школы и детские сады.

19 января 1943 года блокада была прорвана у Ладожского озера, в районе Шлиссельбурга, что позволило несколько улучшить снабжение продуктами питания, благодаря Дороге жизни, по которой в город стало поступать продовольствие. Полностью Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. В городе по этому случаю был проведен торжественный салют.

За различные работы моей прабабушке вручена медаль «За оборону Ленинграда», а также знак «Житель блокадного Ленинграда».

Я восхищаюсь своими прабабушкой и прадедушкой, ведь, несмотря на все тяготы и ужасы войны, они выстояли и победили в ней.

 

Награды прадедушки:

Знак  «Жителю блокадного Ленинграда»    и   медаль  «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» выданные моей прабабушке Гавриловой Фаине Андреевне:

                                                             

 

1 эскадрилья 122 истребительный авиаполк, Чехословакия, июль 1945 г.

  

Мой прадедушка Гаврилов Николай Васильевич со своими однополчанами

 

Моя прабабушка Гаврилова Фаина Андреевна с сестрой и мамой (все жили и работали в блокадном Ленинграде)

 На заводе во время блокады