Семья Ризо

Моя  семья во время Великой Отечественной Войны

В нашей семье осталось только два живых свидетеля Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда – это моя бабушка Лиля, папина мама  и прабабушка Тоня, мама маминого папы.

Когда началась война бабушке Лиле было 8 лет.Они жили на Васильевском острове.  Ее маму сразу призвали на фронт, потому, чтоона была врачом — нейрохирургом.  А у папы была бронь, он преподавал в Военно-политической Академии. В 42 году он отказался от брони и ушел на фронт.Старший брат, Олегпошел добровольцем на фронт, в военкомате сказал, что ему 16 лет и попросился юнгой на флот, хотя самому было только 14.Он попал на сторожевой катер, который выслеживал вражеские подводные лодки и уничтожал их. Эти катера называли — морские охотники.

Когда брат и  папа ушли на фронт, бабушку отдали в детский дом, который находился на проспекте  Энгельса. Детский дом собирались эвакуировать и всех детейпривезли на Финляндский вокзал.Они ждали поезда целые сутки, но он так и не пришел – фашисты разбомбили дорогу. Бабушка была в старшей группе, во время артобстрелов ребята по трое дежурили на крыше. Там стояла бочка с песком, в которой тушили зажигательные бомбы. Дети щипцами хватали бомбу и тащили ее к бочке, было очень страшно! Бабушка потушила 2 зажигалки, она до сих пор боится  грозы и грома, они напоминают ей обстрелы.Ещё она помнит, что было  очень холодно, дети спалине раздеваясь подвое в кроватях. Только у бабушки, во всем детском доме, были живы родственники, они иногда приезжали навестить и привозили гостинцы. Все время хотелось есть. Весной во дворе на клумбе посадили капусту, но вырасти ей не дали, съели, как только появились крупные листья.Всю войну бабушка провела в Ленинграде.

Бабушке Тоне было 19 лет, когда началась война. Она работала паспортисткой в общежитии института  целлюлозно-бумажной промышленности и жила там же со своей мамой. Все остальные многочисленные  родственники у них жили в деревне, во Псковской области. Летом, в отпуск, они собирались ехать к своим и закупали крупы и консервы. Эти запасы во многом и помогли им выжить в блокадном городе, ведь  на продуктовые карточки служащих прожить было трудно.Рек и водоемов поблизости не было. Поэтому за водой ходили на колодец, которому сейчас на проспекте Непокоренных установлена мемориальная доска «Памятник блокадному колодцу».

Бабушка Тоня работала в военно-строительном  отряде с такими  же молоденькими девчонками, как иона. Их отряд  восстанавливал мост через реку  Нарву в Ивангороде. Они валили деревья, а с другого берега реки их обстреливали финские снайперы. Также они строили ДЗОТы, копали окопы, рыли противотанковые рвы шириной 4 метра и выше человеческого роста. А по  ночам дежурили на крыше своего общежития, оно находилось не далеко от Смольненского хлебозавода и этот район постоянно обстреливался немцами.

За свой труд на оборонительных сооружениях блокадного города бабушке в 1943 году была вручена медаль «За оборону Ленинграда».